Лаборатория математического моделирования функционально-пространственного развития городов

Руководитель - к.т.н. Лосин Л.А.

В лаборатории работают 3 научно-исследовательские группы

1. НИГ математического моделирования территориально-транспортного развития городов и агломераций.
Сотрудники:

  1.    Лосин Леонид Андреевич, зав. лабораторией, к.т.н., руководитель 
  2.    Калюжный Николай Анатольевич, ст.н.с., к.т.н. совм
  3.    Солодилов Виктор Владимирович, ст.н.с
  4.    Липаткин Денис Валерьевич,  н.с. совм
  5.    Хильченко Павел Александрович, н.с., совм.

 

 2. НИГ семантического анализа информации о социально-экономических процессах.
Сотрудники:
1. Каневский Евгений Александпрвич, вед.н.с., к.т.н., Руководитель
2. Боярский Кирилл Кириллович, ст.н.с., к.ф-м.н.совм
3. .Клименко Евгения Николаевна, главный специалист

 3. НИГ исследований проблем экологической безопасности урбанизированных территорий.
Сотрудники:
 1. Дрегуло А.М. д.геогр.н., к.б.н, руководитель
 2. Минина Татьяна Ростиславовна, вед.н.с., к.т.н.

Направления исследований:

  1. Развитие методов математического моделирования для решения задач прогнозирования работы транспортных систем С-Петербургской агломерации, других городов и регионов

  2. Совершенствование научных представлений об основных факторах, стадиях, этапах и направлениях территориального развития городских агломераций, ареалов их формирования и урбанистических регионов

  3. Развитие методов математического моделирования применительно к сложным экономическим, природным и транспортным системам

  4. Идентификация локальных приоритетов трансформации городского пространства под влиянием объектов накопленного вреда окружающей среде для сбалансированного городского развития

  5. Разработка методики и баз данных для анализа и сравнения стратегий социально-экономического развития городов, агломераций и регионов с использованием лексикографии


                Сотрудники:

  1. Боярский Кирилл Кириллович, ст.н.с., к.ф.-м.н., совместитель
  2. Дрегуло Андрей Михайлович, д.геогр.н,
  3. Калюжный Николай Анатольевич, с.н.с., к.т.н.,совместитель
  4. Каневский Евгений Александрович,вед.н.с., к.т.н.
  5. Клименко Евгения Николаевна, главный специалист
  6. Липаткин Денис Валерьевич, н.с., совместитель
  7. Минина Татьяна Ростиславовна, вед.н.с., к.т.н.,
  8. Солодилов Виктор Владимирович, с.н.с.,
  9. Хильченко Павел Александрович, н.с., совм.
  10. Румянцева И.А., лаборант

 

 

Важнейшие результаты 2024 г.

 

  1. Произведена оценка возможности и целесообразности создания новых научно-инновационных городов, организуемых в качестве городов-спутников в составе Петербургской агломерации и в зоне её формирующего влияния. Это позволило вести разработку начальных вариантов предпроектных обоснований создания таких городов. Установлена целесообразность создания и разработан начальный вариант предпроектного обоснования нового научно-инновационного малого города в Лахденпохском МР Республики Карелия, располагаемого в зоне формирующего влияния Петербургской агломерации. Результаты исследований могут стать основой для предложений по внесению изменений в документы стратегического и территориального планирования Республики Карелия, Ленинградской области и Санкт-Петербурга, для осуществления соответствующей инвестиционно-строительной деятельности.
  2. Сформирована база знаний, описывающая транспортную систему Санкт-Петербургской агломерации, на основе информационно-программного комплекса Citraf, предназначенного для решения транспортно-градостроительных задач. Осуществляется постоянное обновление информационного обеспечения по Санкт-Петербургской агломерации в целях проведения исследований ее функционально-пространственного развития. Также на базе информационно-программного комплекса реализованы транспортно-градостроительные модели ряда городов России.
  3. Проведен ряд исследований с целью разработки методики определения потенциальных городских центров с использованием методов математического моделирования. Разработаны численные критерии определения потенциальных городских центров (субцентров) на основе анализа эластичности внутрирайонных корреспонденций в зависимости от значений средних затрат времени на передвижения. Введено понятие коэффициента полицентричности, показывающего степень «самодостаточности» социально-экономических районов. Предложена система ранжирования районов по потенциалу полицентричности. На примере Санкт-Петербургской агломерации рассчитаны значения коэффициентов полицентричности и выявлены территории, на основе которых целесообразно формирование полицентрической структуры.
  4. Рассмотрен вопрос о применении методов математического моделирования для исследования региональных социально-экономических систем (СЭ-систем). Предложен вариант выбора подсистем региональной СЭ-системы. Показана возможность создания когнитивной модели подсистемы «Демография» региональной СЭ-системы. Продолжена работа по формированию ранее созданной базы данных городов Ленинградской области с целью изучения влияния агломерационных процессов на малые города. Сравнение показателей городов, входящих в состав Петербургской агломерации, с остальными городами Ленинградской области показало, что для включения города в состав агломерации необходимо учитывать его параметры, направленные на улучшение критериев развитости агломерации.
  5. Предложен метод (подход) инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, основанный на выявлении локальных детерминант трансформации городского пространства (комплекс признаков негативного воздействия). Новизна предложенного метода заключается в детализации индикативных признаков объектов накопленного вреда экологического вреда на муниципальном уровне, для последующей ликвидации подобных объектов, включая исторические, социально-экономические аспекты развития городского пространства. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти, осуществляющими государственную политику в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  6. Разработаны принципы построения текстовых баз данных и методика полуавтоматического сравнения документов стратегического планирования регионов. Показано, что в качестве основного инструментария такого рода могут быть использованы две системы: ВЕГА (первоначальное название ДИСКАНТ – Диалоговая Интерактивная Система Контент-Анализа Текста) и SemSin – семантико-синтаксический анализатор русскоязычного текста.

 

Публикации по теме

 

  1. Мягков В.Н., Лосин Л.А., Булычева Н.В. 55 лет лаборатории математического моделирования функционально-пространственного развития городов Ленинградского отделения ЦЭМИ – ЭМИ РАН – ИПРЭ РАН // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, №1 (76), 2024. – с.116–125
  2. Солодилов В.В. Некоторые аспекты развития расселения регионов Северо-Западного федерального округа // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, №1 (76), 2024. – с.134–144
  3. Каневский Е.А. История возникновения и развития некоторых систем анализа текста // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, №1 (76), 2024. – с.152–160
  4. Калюжный Н.А., Лосин Л.А., Солодилов В.В. Выявление потенциальных городских центров на основе моделирования пассажиропотоков (на примере Санкт-Петербурга) // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2024. – № 2(77). – С. 144–155
  5. Меншуткин В.В, Минина Т.Р. Математическое моделирование воздействия экономической деятельности на природную среду // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы. 2024, № 2 (77). С. 78-86
  6. Минина Т.Р., Меншуткин В.В., Филатов Н.Н. Математическое моделирование в лимнологии, океанологии, экологии и экономике // Фундаментальная и прикладная гидрофизика. 2024, т. 17, № 2. С. 119-133
  7. Лю Чжяоцзюнь, Солодилов В.В., Лачининский С.С. Переориентация экономики региона Ганьсу в рамках реализации проекта «Один пояс – Один путь» // Псковский регионологический журнал. Том 20. № 2/2024. – с.26–41
  8. Дрегуло А.М. Идентификация объектов накопленного вреда окружающей среде на основе первичных индикативных признаков деградации подземного пространства // Географический вестник. 2024. № 3 (70). С. 125–138
  9. Дрегуло А.М., Ходачек А.М. Природно-хозяйственная система Санкт-Петербургской агломерации // Инновации. 2024. № 1 (297). – С. 1-9.

 

10. Dregulo A. M. (2024). Internal Reserves Of Cities: A New Approach To Assessing The Transformation Of Urban Space Under The Influence Of Brownfields. Geography, Environment, Sustainability, 2024. № 4. Р.1-12

 

 Проведение научных конференций

 

IV Международная научно-практическая конференция «Формирование транспортных систем и социально-экономическое развитие городских агломераций». ИПРЭ РАН, 28-29 мая 2024 г.