Лаборатория математического моделирования функционально-пространственного развития городов
Руководитель - к.т.н. Лосин Л.А.
В лаборатории работают 3 научно-исследовательские группы
1. НИГ математического моделирования территориально-транспортного развития городов и агломераций.
Сотрудники:
- Лосин Леонид Андреевич, зав. лабораторией, к.т.н., руководитель
- Калюжный Николай Анатольевич, ст.н.с., к.т.н.
- Солодилов Виктор Владимирович, ст.н.с
- Липаткин Денис Валерьевич, н.с.
- Хильченко Павел Александрович, н.с., совм.
2. НИГ семантического анализа информации о социально-экономических процессах.
Сотрудники:
1. Каневский Евгений Александпрвич, вед.н.с., к.т.н., Руководитель
2. Боярский Кирилл Кириллович, ст.н.с., к.ф-м.н.
3. .Клименко Евгения Николаевна, главный специалист
3. НИГ исследований проблем экологической безопасности урбанизированных территорий.
Сотрудники:
1. Дрегуло А.М. д.геогр.н., к.б.н, руководитель
2. Минина Татьяна Ростиславовна, вед.н.с., к.т.н.
Направления исследований:
-
Развитие методов математического моделирования для решения задач прогнозирования работы транспортных систем С-Петербургской агломерации, других городов и регионов
-
Совершенствование научных представлений об основных факторах, стадиях, этапах и направлениях территориального развития городских агломераций, ареалов их формирования и урбанистических регионов
-
Развитие методов математического моделирования применительно к сложным экономическим, природным и транспортным системам
-
Идентификация локальных приоритетов трансформации городского пространства под влиянием объектов накопленного вреда окружающей среде для сбалансированного городского развития
-
Разработка методики и баз данных для анализа и сравнения стратегий социально-экономического развития городов, агломераций и регионов с использованием лексикографии
Сотрудники:
- Боярский Кирилл Кириллович, ст.н.с., к.ф.-м.н., совместитель
- Дрегуло Андрей Михайлович, д.геогр.н,
- Калюжный Николай Анатольевич, с.н.с., к.т.н.,совместитель
- Каневский Евгений Александрович,вед.н.с., к.т.н.
- Клименко Евгения Николаевна, главный специалист
- Липаткин Денис Валерьевич, н.с., совместитель
- Минина Татьяна Ростиславовна, вед.н.с., к.т.н.,
- Солодилов Виктор Владимирович, с.н.с.,
- Хильченко Павел Александрович, н.с., совм.
- Румянцева И.А., лаборант
-
На базе информационно-программного комплекса Citraf проведены исследования в целях решения следующих задач: влияние доли пользования индивидуальным транспортом на спрос на различные виды общественного транспорта; влияние стоимости парковки на функционирование транспортной системы; применение модели синтеза сетей городского общественного транспорта регионов при проектировании скоростных видов транспорта. Для решения поставленных задач в состав комплекса были включены новые алгоритмы и изменено информационное обеспечение для расчетов с учетом текущего состояния систем расселения, рабочих мест и объектов обслуживания С-Петербурга и Ленинградской области.
-
Предложен способ определения потенциальных городских центров на основе моделирования пассажиропотоков. Показано, что пространства, обладающие признаками городских центров, «скрыты» в пространственной структуре города/агломерации, поскольку города, как правило, исторически развиваются в рамках моноцентрической модели, однако на современном этапе социально-экономическая деятельность общества приводит к принудительной полицентрализации городов. Показано, что необходимо не дифференцировать территорию города в целях определения потенциальных городских центров, а выявлять сложившиеся в ходе социально-экономической деятельности общества, потенциальные городские центры «скрытые» в моноцентричном городе/агломерации. Выявлено, что целесообразно на основании предложенной гипотезы решать задачу определения границ потенциальных центров по критерию трудности сообщения или транспортной доступности.
-
Охарактеризована проблематика совершенствования научных представлений об основных направлениях устойчивого и сбалансированного территориального развития городских агломераций, ареалов их формирования и урбанистических регионов расселения СЗФО. Показано, как происходит формирование системно-группового расселения, ассоциаций населённых пунктов, городских агломераций и формаций, урбанистических регионов расселения. Охарактеризованы важнейшие проблемы развития агломераций, оптимальные пути решения этих проблем, в том числе для каждого из 3-х экономических районов СЗФО. Утверждается о конструктивности принятия в качестве базовой центро-периферийной модели территориального развития агломераций, выстраиваемой на основе использования междисциплинарного подхода. Определяются направления использования полученных результатов и перспективные направления выполнения дальнейших работ по данной тематике.
-
Основываясь на результатах исследований, был предложен для конкретной части зоны спутников Главного ядра Петербургской агломерации уникальный пока набор мероприятий и возможных к реализации проектов по развитию этой территории. Предлагается на территории, простирающейся вдоль планировочной оси развития «Большая Ижора — Лебяжье — Гора-Валдай — Шепелёво — Бухта Батарейная», на конкретных площадках создать градообразующего значения комплекс, основой развития которого станет Инновационный центр научно-образовательного обеспечения морской деятельности. Этот Центр, дополненный и оптимальным образом совмещённый с другими объектами морской деятельности, может стать одним из основных градообразующих объектов для создания нового инновационного малого города (НИМГ). Было определено местоположение и разработана краткая характеристика 7-ми площадок, которые, при более детальных исследованиях могли бы быть рекомендованы для размещения объектов градообразующего значения, в том числе в целях создания НИМГ — города-спутника Ядра Петербургской агломерации на территории Ломоносовского района Ленинградской области.
-
Охарактеризованы основные проблемные точки в оценке кумулятивных эффектов (ОКЭ) возникающих при идентификации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) и утилизации отходов. Показано, что основная проблема заключается (1) в полуколичественных оценках основанных на нормативных требованиях, учитывающих ограниченный перечень загрязняющих веществ, на основании которых невозможно раскрыть причин фундаментального фактора появления объекта НВОС (от первопричины к следствию) и (2) сложным периодом в экономике, направленным на реализацию мер по переходу на возобновляемые источники энергии.
-
Разработана и экспериментально проверена оптимизационная многокритериальная модель перевозок твердых коммунальных отходов городской агломерации, предназначенная для минимизации затрат предприятий, занимающихся перевозками ТКО от участков их накопления до мест переработки и захоронения.
-
Создана база данных 33 городов Ленинградской области, 13 из которых вошли в состав Санкт-Петербургской агломерации. Предполагается на примере городов Ленинградской области провести исследование влияния процесса агломерирования на изменение социально-экономической и демографической ситуации как в случае включения города в агломерацию, так и в случае его не включения. База данных может быть востребована при анализе транспортной доступности города; уровня экономической активности; уровня развития инфраструктуры города, а также рынка жилья.
-
Проведены работы по анализу документов стратегического планирования социально-экономического развития Крыма, ряда регионов Севера и Юга Российской Федерации, Свердловской области и регионов Крайнего Севера. Показано, что предварительное исследование достаточно легко выполняется с помощью системы ДИСКАНТ, которая позволяет получать словари и пермутационный вывод. В частных случаях полуавтоматически могут быть построены биграммы, характеризующие исследуемые регионы. Использование семантико-синтаксического анализатора русскоязычного текста (парсера) SemSin позволяет проводить более точный анализ с учетом допустимых классов предложенных Росляковой терминов. Применение специальной программы Stalker к результатам разбор текста, выполненного парсером, позволяет получить дополнительную информацию для построения различного типа биграмм и сравнительного анализа терминов. Эти биграммы довольно интересно характеризуют некоторые особенности регионов.