Лаборатория комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов

Руководитель - к.э.н., доцент Нещерет Александр Карлович

Главной целью деятельности лаборатории является проведение фундаментальных научных исследований региональных проблем сферы труда, социального развития и социальной защиты населения; анализ социально-экономических проблем преобразования и регулирования региональной среды обитания.

В лаборатории работают 4 научно-исследовательские группы

1. Научно-исследовательская группа воспроизводства ресурсов региона
    Кадровый состав НИГ:
1 Леонтьева Анна Николаевна – ст.н.с., к.э.н (руководитель НИГ)
2 Чистякова Наталия Евгениевна - ст.н.с., к.э.н.;
3 Ширнова Светлана Анатольевна - ст.н.с., к.э.н.;
 
2.  Научно-исследовательская группа социального развития регионов и воспроизводства человеческого капитала
    Кадровый состав НИГ:
1 Шестакова Наталия Николаевна - ст.н.с., к.тех.н. (руководитель НИГ)
2 Васильев Игорь Григорьевич — ст.н.с, к.ф.н.
3 Жигалина Мария Владиленовна - мл.н.с;
4 Кузьмина Лидия Кузьминична - ст.н.с., к.ф.н.;
5 Скворцова Маргарита Борисовна - ст.н.с., к.э.н.
 
3. Научно-исследовательская группа развития регионов на принципах эколого-экономической и эколого-социальной сбалансированности
    Кадровый состав НИГ:
1 Замятина Маргарита Федоровна –гл.н.с., д.э.н. (руководитель НИГ)
2 Туранова Мария Витальевна - н.с.
3 Фесенко Роман Сергеевич – ст.н.с.; к.э.н.
4 Шабунина Тамара Владимировна - ст.н.с., к.э.н.м., доцент
 
4.- Научно-исследовательская группа развития креативной экономики регионов
    Кадровый состав НИГ:
1 Евменов Александр Дмитриевич, гл.н.с., д.э.н., проф, заслуженный деятель науки РФ (руководитель НИГ)
2 Еникеева Лилия Аубакировна, вед.н.с. д.э.н., профессор
3 Сорвина Таисия Андреевна, ст.н.с., к.э.н., доцент
 

Сотрудники:

  1. Васильев Игорь Григорьевич — ст.н.с, к.ф.н. доцент
  2. Жигалина Мария Владиленовна - мл.н.с;
  3. Замятина Маргарита Федоровна – гл.н.с., д.э.н. профессор
  4. Евменов Александр Дмитриевич, гл.н.с., д.э.н., проф, з.д.н.
  5. Еникеева Лилия Аубакировна, вед..н.с. д.э.н., профессор
  6. Кузьмина Лидия Кузьминична - ст.н.с., к.ф.н.; доцент
  7. Булочников Павел Андреевич, ст.н.с., к.г.н.; доцент
  8. Леонтьева Анна Николаевна – ст.н.с.; к.э.н.
  9. Скворцова Маргарита Борисовна - ст.н.с., к.э.н.
  10. Сорвина Таисия Андреевна, ст.н.с., к.э.н., доцент
  11. Снисаренко Юрий Алексеевич  – н.с. совм.
  12. Туранова Мария Витальевна - н.с.
  13. Фесенко Роман Сергеевич – ст.н.с.; к.э.н.
  14. Чистякова Наталия Евгениевна - ст.н.с., к.э.н. доцент
  15. Шабунина Тамара Владимировна - ст.н.с., к.э.н.мдоцент
  16. Шестакова Наталия Николаевна - ст.н.с., к.тех.н.
  17. Ширнова Светлана Анатольевна - ст.н.с., к.э.н. доцент

 

Основные направления исследований:

-        Исследование фундаментальных проблем современного рынка труда, трансформации сферы занятости регионов России в условиях научно-технологической модернизации и перехода к цифровой экономике.

-        Исследование региональных проблем социального и эколого-экономического развития, формирования системы социальной защиты населения в контексте реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474.

-        Исследование фундаментальных основ эколого-экономической сбалансированности, формирования «зеленой» и циркулярной экономики, биоэкономики, устойчивого производства и потребления как фактора социально-экономического развития регионов России

 Деятельность лаборатории направлена на решение как теоретических, так и практико-ориентированных задач.

K числу теоретических задач относятся:

-        Разработка методологии целеполагания и определения основных направлений стратегического социального и эколого-экономического развития регионов России;

-        Развитие теоретико-методологических положений воспроизводства человеческого капитала в условиях научно-технологической модернизации и перехода к цифровой экономике;

-        Разработка теоретических положений регулирования социального сектора экономики региона, обеспечивающих устойчивое функционирование региональных социально-экономических систем и развитие приоритетных видов экономической деятельности;

-        Развитие теоретико-методологических основ формирования «зеленой» и циркулярной экономики, биоэкономики, как фактора обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов России.

-        Разработка теоретико-методологических основ устойчивого производства и потребления на различных уровнях управления.

 К числу практико-ориентированных задач относятся:

-        Разработка организационно-экономических механизмов регулирования развития человеческого капитала как фактора формирования трудовых ресурсов, отвечающих требованиям экономики регионов России.

-        Разработка алгоритмов определения целевых ориентиров, системы критериев и индикаторов оценки эффективности развития социального сектора экономики регионов России.

-        Разработка целевых ориентиров и механизмов реализации новой региональной социальной политики в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474.

-        Разработка системы целей и индикаторов устойчивого регионального социального и эколого-экономического развития как фактора достижения целей устойчивого развития, принятых ООН до 2030 года.

-        Разработка перспективных инструментов регулирования циркулярной, «зеленой» экономики и биоэкономики для использования в хозяйственной практике для целей управления социальным развитием на региональном уровне.

-        Разработка рекомендаций по системе обращения с отходами производства и потребления как фактора снижения отходоемкости в отраслях региональной экономики.

В период 2017-2020 гг. лабораторией проведены исследования по теме «Разработка теоретико-методологических основ стратегии трансформации социального и эколого-экономического пространства, ее влияния на развитие человеческого капитала инновационной экономики» по Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (п. 173 Разработка стратегии трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России).

 

Важнейшие научные результаты лаборатории комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов ИПРЭ РАН за 2023 год.

 

 

2023 год явился завершающим годом научно-исследовательской работы над темой «Стратегическое управление развитием социального сектора экономики регионов России в условиях научно-технологической модернизации и перехода к устойчивому развитию» (код научной темы АААА-А21-121-0111-90093-2)

 

Работа осуществлялась по утвержденному плану и выполнена полностью. Подробная информация о содержании исследования и достигнутых результатах изложена в заключительном Отчете о научно-исследовательской работе по теме “Стратегическое управление развитием социального сектора экономики регионов России в условиях научно-технологической модернизации и перехода к устойчивому развитию”.

 

В качестве основных полученных научных результатов и их практической значимости можно перечислить следующее:

 

Проведено исследование современных условий развития социального сектора экономики и его экологической компоненты в методологических рамках концепции устойчивого развития. В ходе работы была выделена специфика развития отраслей воспроизводства человеческого капитала, условия функционирования рынка труда, рассмотрена экологическая компонента социального сектора экономики воз взаимосвязи с экономическими и социальными факторами регионального развития.

 

Следующие положения, сформулированные в рамках исследований 2023 г. подводят итоги трехгодичной работы по разработке целей, приоритетов и основных направлений стратегического развития социального сектора экономики региона и его экологической составляющей в условиях научно-технологической модернизации и перехода к устойчивому развитию.

 

Проблема «человеческого фактора в инновациях» состоит, с одной стороны, в косном отношении к реализации любых инноваций, свойственном отдельным представителям управленцев, а с другой стороны, – в отрицательном отношении к инновациям отдельных представителей населения (например, упорное нежелание устанавливать приборы индивидуального учета потребления ресурсов в своем жилище). Для решения этих проблем необходимо широкое привлечение инвесторов в сферу ЖКХ, а также просветительская работа среди населения.

 

Определено, что эффективное управление регионом на принципах устойчивого развития предполагает обеспечение согласованного развития элементов региональной социо-эколого-экономической системы. Социальный сектор экономики региона обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, являющегося фактором производства, влияющим на экономический рост. Методологическая общность концепции устойчивого развития и концепции человеческого капитала, в которой труд играет определяющую роль (обеспечивая реализацию накопленного трудового потенциала), заключается в инвестиционном подходе к измерению и оценке результирующих параметров.

 

Установлено, что обеспечение формирования механизмов регулирования демографической компоненты социального сектора экономики региона должно включать создание региональных демографических мониторингов с данными о субъекте РФ, его муниципальных образованиях и городских (сельских) поселениях. Необходима корректировка целевых показателей региональных проектов и программ с учетом современных неблагоприятных тенденций развития демографической компоненты. При выработке решений по ее регулированию необходимо учитывать особенности формирования населения агломераций на территории региона.

 

Выполнено комплексное исследование проблем занятости населения и формирование механизма регулирования рынком труда в контексте устойчивого развития, на основании результатов которого обоснована целесообразность создания информационной базы с учетом следующих положений:

 

  • использование демографических показателей при исследовании тенденции развития рынка труда, связанных с дефицитом рабочей силы и старением населения в российских регионах, позволяет реализовать меры по выявлению резерва трудовых ресурсов и увеличению численности занятых, оценивать деятельность органов управления по воспроизводству трудовых ресурсов региона;

  • на численность занятых безусловное влияние оказывают объективные тенденции последних лет, связанные с демографическими и социальными факторами, включая снижение рождаемости, старение население, отсутствие индексации пенсий для работающих пенсионеров и т.п.

  • реакция показателя численности занятых в условиях внешних кризисов зависит от характера кризисной ситуации и в российских условиях не влияет на резкое сокращение количества рабочей силы на рынке труда;

  • детализация половозрастной структуры населения при анализе занятости населения должна способствовать выявлению факторов и механизмов, определяющих выход на рынок труда различных социальных групп, например, молодежи после или в процессе получения образования, женщин детородного возраста после рождения детей, лиц после трудового возраста, способных к активной трудовой деятельности, с использованием их трудового потенциала;

  • при мониторинге и исследованиях рынка труда возрастные интервалы выбираемых групп должны совпадать по набору основных (ключевых) факторов, влияющих на их положение в сфере занятости, в группе молодых людей от 20 до 30 лет целесообразно, например, дополнительное разделение на лиц, получающих профессиональное образование, молодые специалисты без трудового опыта и специалисты с опытом работы;

  • анализ влияние факторов на разницу между максимальными и минимальными значениями показателей занятости населения в регионах позволяет оценивать различные реакции локальных рынков труда на изменение рыночной конъюнктуры и их адаптационные возможности.

 

Произведено внутреннее структурирование национального набора показателей достижения целей устойчивого развития по следующим составляющим: демографической компоненте, компоненте занятости и научно-образовательной компоненте. Предложены подходы к анализу воспроизводственных процессов в сфере труда и занятости на основе расчета интегрального индикатора условий воспроизводства трудового потенциала регионов по субъектам РФ с использованием системы показателей целей устойчивого развития.

 

Анализ механизмов регуляции занятости и рынка труда продемонстрировал эффективность предложенной системы индикаторов для изучения рынка труда с применением показателей ЦУР. Исследование регионального рынка труда на примере Северо-Западного федерального округа России помогло определить ключевые направления для улучшения механизма регуляции регионального рынка труда, включающие повышение стандартов занятости населения, совершенствование институтов содействия занятости населения и создание системы межрегиональной трудовой миграции.

 

Проведен SWOT-анализ аналитического блока региональных государственных программ занятости субъектов СЗФО РФ, выявлены общие для субъектов СЗФО РФ проблемы и положительные тенденции развития региональных рынков труда. В ходе сопоставительного анализа стратегии цифровой трансформации и государственных программ занятости населения регионов СЗФО РФ выявлена слабая содержательная связанность указанных документов. В рамках предложений по совершенствованию механизмов управления региональным рынком труда указана необходимость анализа и учета кадрового обеспечения реализации стратегий цифровой трансформации с одной стороны, и актуальность расширения плана мероприятий региональных государственных программ содействия занятости населения за счёт включения блока по приобретению цифровых компетенций – с другой.

 

Выполнен анализ содержания стратегий цифровой трансформации субъектов Российской Федерации по компетентностному профилю кадрового обеспечения цифровой трансформации. Проведен анализ численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования и программам среднего профессионального образования в сфере информационных технологий, результаты которого обеспечивают возможность сопоставления потребности региональной экономики в специалистах по информационным технологиями и количественным и качественным параметрам фактического приема и выпуском студентов в этой области.

 

Определены основные тенденции формирования и развития экологической компоненты социального сектора экономики региона такие, как изменение экономического ландшафта на основе новых моделей экономики; реорганизация финансовой системы с учетом ESG-факторов; усиление роли бизнес-сообщества как драйвера устойчивого развития; интегрирование устойчивого развития в систему непрерывного образования; эколого-климатический фактор и его влияние на здоровье населения и др.

 

Обосновано, что в отличии от крупнейших компаний, работающих на экспорт, применяющих ESG-факторы в практической деятельности, использующих ЦУР в разработке стратегий, для крупных, средних, малых предприятий характерна слабая восприимчивость идеологии ESG, новых моделей экономики, роли нефинансовой отчетности для получения кредитов. И, следовательно, для изменения такой ситуации необходимы меры стимулирования активности таких предприятий в сфере устойчивого развития и образование (переподготовка, повышение квалификации, тренинги) руководителей и сотрудников предприятий на основе интеграции устойчивого развития в систему непрерывного образования с целью повышения экологической культуры и формирования эколого-климатических компетенций.

 

В качестве составляющей экологической компоненты социального сектора экономики региона выделено устойчивое производство и потребление, дана интерпретация понятия устойчивого производства и потребления, определены его характеристики и принципы внедрения в практику регионального управления; выделены направления развития институциональной среды устойчивого производства и потребления, включая усиление стимулов, связанных с системами ценообразования и налогообложения; приведение инфраструктуры в соответствие целям УПП как составляющей экологической компоненты; устранение пробелов в нормативно-правовой базе.

 

Определена сущность и содержание категорий «здоровье населения» и «экологическое образование» как важных составляющих экологической компоненты социального сектора экономики региона. Выполнен анализ основных тенденций состояния здоровья населения по основным классам болезней на примере субъектов СЗФО РФ. Показано отрицательное влияние транспортного шума и изменения климата на здоровье населения.

 

Определены основные направления снижения негативного влияния экологических факторов на здоровье населения, включая разработку системы контроля за содержанием наиболее опасных для здоровья токсичных веществ; стратегические решения по уменьшению транспортной нагрузки на окружающую среду; совершенствование системы экологического мониторинга; создание плотной линии зеленых насаждений; разработку планов действий по снижению климатических рисков, институциональные и инфраструктурные преобразования в экологической составляющей социального сектора экономики регионов, необходимые для повышения здоровья населения и экологического образования, в том числе развитие института образования, средств массовой информации, общественных экологических организаций, совершенствование законодательной базы.

 

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта развития инновационной составляющей экологической компоненты социального сектора экономики региона определены стратегические направления реализации целей устойчивого развития регионов на принципах циркулярной модели при эффективном сотрудничестве государства, бизнеса и общества. При этом ключевые вопросы определены как поиск практических решений для достижения поставленных целей на основе государственной поддержки и на уровне частного сектора.

 

Обосновано, что институциональные и инфраструктурные преобразования инновационной составляющей экологического компонента социального сектора экономики региона должны охватывать всю совокупность элементов, обеспечивающих процесс экологически устойчивого развития, включая системы взаимосвязей, сегмент правового обеспечения, условия и среду реализации инновационных преобразований, инвестиционно-финансовый механизм.

 

Доказано, что в современных условиях санкций и ограничения бюджетных ресурсов задачи развития экологической компоненты социального сектора экономики региона с позиции инновационного подхода могут решаться только на основе реального учета интересов всех участников (власть, бизнес, население) в виде социального партнерства в форме совместных финансовых и производственных партнерств, главной целью которых должно стать создание экономических предпосылок и аккумулирование ресурсов для социо-эколого-экономического инновационного развития регионального сообщества.

 

Как одно из главных направлений для развития экологической компоненты социального сектора экономики региона с позиции инновационного подхода выделено совершенствование инфраструктурных секторов (водная инфраструктура, включая дамбы и водохранилища, землеустройство и планировка территорий; энергетика (включая АЭС) и ряд др.), характеризующихся длительными сроками использования производственного аппарата и долгосрочным характером инвестиций, вследствие чего их эколого-инновационная модернизация приобретает принципиальное значение. Для инфраструктурных отраслей характерны ярко выраженные экономия от масштаба производства, сетевые эффекты и синергия между экономическими, экологическими и социальными целями, что повышает эффективность соответствующих инвестиций.

 

Система обращения с отходами производства и потребления обоснована как важная составляющая экологической компоненты социального сектора экономики региона. Выявлены основные проблемы реализации реформы, включая низкий уровень переработки, исчерпание мощностей официальных полигонов, несогласованность с регионами целевых показателей федерального проекта по обращению с ТКО, низкая собираемость платежей и сложное финансовое состояние региональных операторов, отсутствие финансовой поддержки проектов в отходоперерабатывающей отрасли и др.

 

Проанализированы основные способы повышения эффективности реформирования системы обращения с отходами производства и потребления, включая такие как рекультивация полигонов, корректировка целевых показателей федерального проекта, совершенствование региональных программ и территориальных схем по обращению с ТКО, строительство новых инфраструктурных объектов, в том числе экотехнопарков, и развитие отходоперерабатывающей индустрии.

 

В ходе дальнейших исследований на основе оценки состояния региональной среды обитания, дифференцированной по федеральным округам и субъектам РФ, выполнен анализ взаимосвязи качества среды обитания и здоровья населения и обосновано, что, несмотря на позитивные тенденции, уровень загрязнений региональной среды обитания остается достаточно высоким и его влияние на здоровье населения не снижается. Так, показатели заболеваемости на 1000 человек населения по СЗФО в 2020 г по соотношению к 2005 г. выросли почти во всех субъектах СЗФО РФ.

 

Продолжены исследования оценки восприятия малым, средним, крупным бизнесом устойчивого развития на принципах ESG и ЦУР. Исследования свидетельствуют, что восприятие устойчивого развития на принципах ESG и ЦУР в настоящее время находятся на низком уровне.

 

Обоснована необходимость перехода к устойчивому развитию, поскольку только экологическая политика не позволяет радикально изменить экологическую ситуацию в регионах и необходима существенная трансформация экономической системы с учетом мировых тенденций, определяющих инновационность эколого-экономического развития; проанализированы важнейшие тенденции устойчивого развития: углеродное регулирование и достижение углеродной нейтральности, цифровизация устойчивого развития. В результате обоснованы основные стратегические направления развития экологической компоненты социального сектора экономики региона.

 

Установлены цели и приоритеты экологической компоненты социального сектора экономики региона с учетом следующих положений: главная цель социального сектора экономики региона - формирование и развитие человеческого капитала; в экологической компоненте социального сектора экономики региона «здоровье» с учетом влияния эколого-климатического фактора рассматривается как важная составляющая качества человеческого капитала; цели развития экологической компоненты должны корреспондироваться с национальными целями и целями национальных проектов с учетом региональной специфики, стратегиями развития регионов, региональных проектов и программ, ориентированных на устойчивое развитие. Предложена схема взаимодействия приоритетов и целей устойчивого развития.

 

Подтверждена роль российского бизнес-сектора как важнейшего участника устойчивого регионального развития в условиях глобальных вызовов: технологический, экологический, климатический, медико-эпидемиологический (пандемия COVID-19) и вызов, обусловленный геополитической турбулентностью, нестабильностью мировой экономической системы, жесткой санкционной политикой. Рассмотрено влияние санкций на бизнес-сектор, последствия введения санкций, изменение в экономической политике компаний. Выделены основные проблемы, решение которых важно для развития бизнес-сектора в современных условиях. Рассмотрены риски предприятий при переориентации торгово-экономических отношений – «поворот на Восток».

 

Показано, что тренды устойчивого развития России и ее регионов с учетом ESG-факторов в условиях геополитической турбулентности и нестабильности мировой экономической системы сохраняются, поскольку в дружественных странах процессы перехода к устойчивому развитию активно развиваются, включая ответственное инвестирование, рост числа компаний, реализующих ESG-факторы, углеродное регулирование и климатическую повестку не менее жесткую, чем в ЕС.

 

Отмечена значимость составляющей устойчивого развития «S», роль которой возросла еще в период пандемии и продолжает смещаться в сторону социальных проблем. В то же время необходимость «выживания» может вынудить компании к «отсечению лишнего», что, скорее всего, коснется «Е» составляющей устойчивого развития и может негативно повлиять на региональную среду обитания, важную составляющую экологической компоненты социального сектора экономики региона.

 

Возрастающая геополитическая турбулентность может отодвинуть во времени переход к устойчивому развитию регионов, так как имеют место сложная текущая экономическая ситуация сокращения ресурсов, стратегическая неопределенность будущего развития. И хотя, устойчивое развитие регионов и компании на принципах ESG, безусловно, сохраняет свою актуальность, возможно, потребуется корректировка планов регионов и бизнес-сектора, включая приоритеты, цели, стратегические направления развития экологической компоненты социального сектора экономики региона с целью адаптации к современной реальности, но с учетом региональной специфики.

 

Проведена уточняющая оценка отражения целей устойчивого производства и потребления как составляющей экологической компоненты социального сектора экономики региона в современных условиях в стратегиях субъектов СЗФО РФ; обоснована необходимость актуализации целей устойчивого производства и потребления; выделены приоритет, целевые блоки и стратегические направления устойчивого производства и потребления как составляющей экологической компоненты социального сектора экономики региона в современных условиях.

 

Систематизированы цели и определены задачи стратегического развития экологической компоненты социального сектора экономики региона в контексте здоровья и экологического образования населения; рассмотрены факторы окружающей среды, оказывающие воздействие на человека на протяжении всей его жизни; на примере субъектов СЗФО РФ определены приоритеты и стратегические направления развития экологической компоненты социального сектора экономики региона в контексте здоровья и экологического образования населения.

 

Рассмотрена система обращения с отходами производства и потребления как составляющая экологической компоненты социального сектора экономики региона (влияние отходов на здоровье населения региона) и важный фактор развития циркулярной экономики в регионах с позиций повышения эколого-экономической сбалансированности регионального развития.

 

В контексте развития креативных индустрий было определено следующее:

 

Виртуальная агломерация креативных (творческих) индустрий, основанная на доступе к сети Интернет и цифровых технологиях представляет собой новую форму промышленной организации, тесно интегрированную онлайн и офлайн.

 

Цифровые технологии, виртуальные платформы, цифровые творческие таланты, оцифровка культурных ресурсов и грамотная государственная политика смогут привести к формированию виртуальной агломерации творческих индустрий как новому типу модели развития креативных (творческих) индустрий на принципах сетевого сотрудничества, свободе участия.

 

Необходимо хозяйственное освоение и вовлечение в оборот объектов материального и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, развитие всех направлений культурной деятельности.

 

Необходима разработка системы мер, направленной на развитие всего сегмента креативных индустрий за счет государственной финансовой, правовой, экспертной поддержки новых программ и проектов, позволяющих использовать возможности и потенциал Санкт-Петербурга как центра создания единого культурного пространства Северо-Запада и получение статуса «Креативный город».

 

Развитие г. Санкт-Петербурга как центра креативных (творческих) индустрий Северо-Запада возможно только при формировании качественной и надежной инфраструктуры.

 

Для достижения этой цели необходима более активная информационная поддержка в онлайн- и офлайн-средах для вовлечения жителей регионов Северо-Запада в действительно единое культурное пространство. Тем самым решится вопрос об их занятости на местах проживания и одновременного участия в мероприятиях предлагаемого Центра креативных индустрий Северо-Запада.

 

Тем самым, будет положено начало созданию единого культурного пространства Северо-Запада, которое предусматривает разработку мастер-плана образования туристского макрорегиона Северо-Запада. Регионы Северо-Запада, ориентируясь на Санкт-Петербург и поддержку государства, смогут активнее развиваться и вырасти по всем показателям сегмента креативных индустрий, а не только по туристической деятельности.

 

Важнейшие результаты  2022 г.

1)  На основе анализа документов стратегического планирования регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, установлены различия в их подходах к оценке состояния и достигнутого уровня развития отраслей социального сектора, и, соответственно к постановке и обоснованию приоритетов развития каждой из этих отраслей.

 

2)  Обосновано, что требования к подготовке, организации системы (профессионального) образования; формированию и последующему поддержанию на актуальном уровне знаний, навыков и компетенций как основе человеческого капитала должны задаваться именно экономикой. При этом система образования не должна оставаться замкнутым, самодостаточным контуром.

 

3)  Установлено, что одним из принципиальных свойств культуры, которое должно учитываться при разработке программных документов, является «отложенность» результатов ее воздействия на личностном, групповом, региональном и национальном уровнях. И этот задел на будущее не менее важен, нежели текущего культурного потребления или прямого участия в культурном творчестве.

 

4)  Рассмотрены возрастающая роль миграции, как противодействия сокращению численности населения, а также изменение структуры и направлений миграционных потоков между регионами. Установлено, что при доминировании внутрироссийской миграции снижается ее эффективность и возрастает роль и значение международной миграции. Определены практические задачи регулирования демографической компоненты социального сектора экономики региона.

 

5)  Обоснована роль российского бизнес-сектора как актора устойчивого регионального развития в условиях глобальных вызовов, включая обусловленный геополитической турбулентностью и санкционной политикой. Рассмотрено влияние санкций на бизнес-сектор, выделены основные проблемы и пути решения, реализация которых способствует снижению рисков бизнес-сектора при переориентации торгово-промышленных отношений – «Поворот на Восток».

 

6)  Показано, что на начало 2022 г. в России был накоплен и реализовался потенциал перехода к устойчивому развитию регионов, и сохранение сформировавшихся тенденций развития важно и в последующий период для российских компаний, поскольку макрорегион Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии активизирует переход к устойчивому развитию, включая и ESG – практики.

 

7)  Проведена оценка учета в стратегиях субъектов СЗФО РФ целей устойчивого производства и потребления как составляющей экологической компоненты социального сектора экономики региона; выделены приоритет, целевые блоки и стратегические направления устойчивого производства и потребления. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования регионального стратегического планирования.

 

8)  Рассмотрены факторы окружающей среды, воздействующие на человека на протяжении его жизни. Систематизированы цели, определены задачи, приоритеты, стратегические направления развития экологической компоненты социального сектора экономики региона в контексте здоровья и экологического образования населения, учет которых в стратегическом планировании будет способствовать повышению качества человеческого капитала региона.

 

9)  С позиций эколого-экономической сбалансированности регионального развития рассмотрена система обращения с отходами производства и потребления как составляющая экологической компоненты социального сектора экономики региона (влияние отходов на здоровье населения региона) и важный фактор развития циркулярной экономики в регионах. Определены основные проблемы, решение которых будет способствовать совершенствованию системы обращения с отходами.

 

 

Важнейшие результаты  2021 г.

Научно-исследовательская группа социального развития регионов и воспроизводства человеческого капитала (руководитель: ст.н.с., к.тех.н. Шестакова Наталия Николаевна)

Разработана методология достижения цели устойчивого развития №4 посредством приоритезации дополнительного профессионального образования через призму инклюзивности экономического развития, позволяющая формулировать национальные приоритеты социально-экономического развития в части человеческого капитала.

Разработана методология исследования возможностей государственно-частного партнерства в целях формирования новой культурной среды, достижения национальных и территориальных целей развития культуры, повышения социальной эффектности инвестиций в культуру, совершенствования стратегического управления культурным сегментом социального сектора экономики региона.

Разработана методология исследования влияния социальной защиты населения как сегмента социального сектора экономики на процесс формирования, развития и сохранения человеческого капитала региона.

Научно-исследовательская группа воспроизводства трудовых ресурсов региона (руководитель ст.н.с., к.э.н. Ширнова Светлана Анатольевна)

Сформулированы основные новые демографические вызовы для регионов: повышающаяся смертность и снижение иммиграции.

Разработаны методологические подходы к определению условий активного регулирования демографической компоненты социального сектора региональной экономики для воспроизводства трудовых ресурсов региона.

Определены направления совершенствования системы управления отраслевыми рынками труда в условиях цифровой трансформации.

Научно-исследовательская группа развития регионов на принципах эколого-экономической и эколого-социальной сбалансированности (руководитель: гл.н.с., д.э.н., проф. Замятина Маргарита Федоровна)

Разработана концептуальная модель